главная страница          АКАДЕМИЯ ИГРЫ       публикации


ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ

ИГРЫ

  Молодежная комплексная программа

"НОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ" -

                      эффективная игровая технология нового поколения

       Повышение интереса к воспитательной работе требует от современной школы внедрения новых организационных форм включения детей, подростков и старшеклассников в эту необходимую сферу педагогической деятельности. Молодежная комплексная программа «Новая цивилизация» является именно такой организационной формой, эффективной технологической оболочкой, которая позволяет в значительной степени усилить воспитательную деятельность школы, органично включая в сферу ее влияния практически весь коллектив учащихся, привлекая родителей и других людей.

       В современных социально-экономических условиях игнорирование тех требований, которые предъявляет российская действительность к выпускнику школы, приводит к «производственному педагогическому браку», когда многие молодые люди, заканчивая учебное заведение, не в состоянии ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, долго не могут найти свое место, определиться с учебой и работой, так как не получили необходимых практических навыков и социальных умений. Фундаментальные и прочные теоретические знания (безусловно, необходимые как для выпускника, так и любого современного человека) еще не гарантируют его успешного самоопределения в реальной жизни. Сегодня эта истина очевидна практически для всех, кто так или иначе связан с молодежью, проблемами ее трудоустройства, профессионального обучения или организации досуга.

       Молодежная комплексная программа «Новая цивилизация» может рассматриваться как педагогический инструментарий, который позволяет эффективно организовать действенную практическую подготовку детей школьного возраста и студенческой молодежи с использованием игровой технологии и широчайших возможностей Интернета.

       Основными целями молодежной комплексной  программы «Новая цивилизация» являются:

§         личностное развитие ее участников в процессе игрового взаимодействия;

§         формирование активной гражданской позиции и чувства ответственности за свой личный выбор;

§         активное использование возможностей Интернета для саморазвития и повышения образовательного потенциала личности;

§         формирование банка данных наиболее перспективных выпускников школ и высших учебных заведений, будущих лидеров различных социальных сфер.

     Основные цели молодежной комплексной программы «Новая цивилизация» конкретизируются в следующих задачах:

§         освоение участниками программы основных демократических процедур гражданского общества, формирование культуры правовых и деловых отношений;

§         знакомство участников с содержанием экономических и политических отношений на государственном и международном уровне, показ противоречий, возникающих в процессе сотрудничества на различном уровне, и эффективных способов их разрешения;

§         изучение сути процесса производства товаров и услуг, специфики товарообменных процессов в условиях рыночной экономики;

§         обучение основам работы в Интернете, навыкам составления сайтов, содержательного взаимодействия с партнерами с помощью Интернета;

§         апробация программ дополнительного экономического, политического и правового образования школьников с целью их дальнейшего совершенствования;

§         диагностика готовности учащихся к реальной взрослой жизни с внесением необходимых корректив в работу конкретных школ или всей системы образования города, области;

§         создание городского Молодежного Клуба и/или регионального отделения Межрегиональной общественной организации детей и молодежи «Новая цивилизация»;

§         разработка и апробация новых форм внеклассной и внешкольной воспитательной работы с учащимися, в том числе и компьютерных технологий, для дальнейшего использования полученного опыта в педагогической практике учебных заведений России;

§         создание студенческих клубов и координация их деятельности на основе данной программы;

§         открытие Интернет-клубов и кафе в регионах действия программы «Новая цивилизация».

Основное содержание этапов программы включает в себя 4 основных этапа;

1.    Школьный этап программы – политико-экономическая игра «Демократическая республика», которая моделирует деятельность государства со многими необходимыми для этого атрибутами (политическая система общества, система органов государственной власти, собственная правовая база, экономическая деятельность, финансовая система и т.д.). Все это создает возможность для участников игры на практике почувствовать те отношения, которые существуют внутри государства между органами власти, различными организациями и отдельными гражданами, научиться разрешать возникающие конфликты цивилизованным способом, попробовать свои силы в экономической сфере, например, в качестве предпринимателя, наемного работника или государственного служащего.

Активная политическая деятельность создаваемых в школе «партий» и общественных движений – определенный залог того, что участники игры не останутся в стороне от политической жизни России, а когда вырастут, будут принимать непосредственное участие во всех важнейших политических событиях страны и своего города в качестве ответственных и сознательных граждан.

В каждой школьной республике создается и активно функционирует специальное министерство Интернет-Образования, которое занимается обучением всех граждан республики основам Интернета (теоретические занятия и при наличии подключения к сети – практические), создает свой сайт и взаимодействует с другими школами города и различных регионов России. Граждане могут принимать участие в конкурсах, проводимых Федерацией Интернет-Образования в рамках сетевых инициатив. Кроме того, данное министерство готовит участников школьной команды к работе во время городского молодежного фестиваля «Новая цивилизация» на Международной товарно-сырьевой бирже в сетевом режиме.

В рамках игры в школе рекомендуется организовать занятия «Корпуса юных спасателей», в ходе которых можно использовать методики Скаутского Движения, а также методики выживания и специальные программы Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (МЧС Российской Федерации). Этим направлением деятельности должно заниматься собственное Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), которое создается в школьной республике.

2.    Городской этап программы – молодежный фестиваль «Диалог цивилизаций», в основе которого лежит политико-экономическая игра «Новая цивилизация», моделирующая международные отношения по различным направлениям деятельности. Это дает возможность ее участникам познать азы международной политики, проверить эффективность той или иной тактики решения возникающих международных проблем, сравнить действенность предпринимаемых шагов, осознать необходимость и даже неизбежность сотрудничества государств в целях повышения жизненного уровня граждан, сокращения военных расходов и т.п.

Во время городского этапа предусматривается активное использование Интернета, который дает возможность провести экономическую часть игры «Новая цивилизация» в сетевом варианте. Для этого открывается Международная товарно-сырьевая биржа, услугами которой может воспользоваться любое государство мирового сообщества. Это означает, что школьная команда, принимающая участие в городском фестивале, может купить или продать любой экономический ресурс другому государству в любом городе, а не только там, где непосредственно проходит молодежный фестиваль.

Во время фестиваля предусматриваются специальные практические занятия как по индивидуальной подготовке в «Школе Робинзона», где участники могут получить первоначальные навыки выживания, так и групповые занятия в виде «Ралли выживания», в ходе которого старшеклассники получают возможность отработать и закрепить навыки, необходимые человеку в экстремальных ситуациях как на природе, так и в городе.

3.     Региональный этап программы – конкурс социальных и игровых проектов  «Верим в Россию, строим Россию», в ходе которого городские команды объединяются в 3 основных региона: Центральный, Поволжский и Сибирский. Командам предлагается попробовать свои силы в разработке программ реальных действий, результатом которых может и должно стать улучшение социальной ситуации в их родном городе или даже в области. Это может быть как индивидуальный проект, так и проект целого коллектива, например, молодежного клуба, спортивной секции или кружка технического творчества и т.д.

На региональный конкурс принимаются разработки по основным социальным темам, таким как «По просторам России» – проекты изучения своего родного края, истории России; «Планета людей» – проекты межкультурного воспитания, знакомства с историей земных цивилизаций, традициями стран и народов; «Имею право» – проекты участия в выработке молодежной политики; «Будем здоровы» – валеологические проекты; «Юный спасатель» – проекты обучения населения навыкам действий в различных экстремальных ситуациях; «Молодежная пресса» – проекты молодежной тематики в СМИ; «Игротека народных игр»  - проекты сбора и описания различных игр, в которые играют дети различных регионов России; «Мир компьютерной игры» – проекты психолого-педагогической экспертизы компьютерных игр, предлагаемых для детей и подростков.

Представленные на конкурс материалы будут защищаться перед представителями администрации региона, руководителями предприятий и бизнесменами, педагогической общественностью и средствами массовой информации. Во время проведения конкурса с помощью Интернета проводятся телеконференции и консультации с ведущими специалистами в каждой из вышеперечисленных социальных тем.

4. Межрегиональный этап программы – образовательный лагерь для молодежного актива, в основе деятельности которого лежит комплексная игра «Ньюландия», моделирующая деятельность цивилизованного государства, которым руководят сами дети. Граждане Ньюландии избирают своего Президента, свой Парламент, формируют Правительство, самостоятельно зарабатывают на жизнь, расплачиваются с Налоговой инспекцией.

Кроме того, ньюландцы принимают участие в специальных обучающих программах, основной задачей которых является подготовка молодежи к реализации социальных проектов в условиях своего региона, оказание реальной практической помощи местному сообществу.

Во время первой смены проводится фестиваль игры и игрушки под названием "Человек играющий", в ходе которого участники знакомятся с правилами различных игр, используют разнообразные игрушки для того, чтобы оценить их привлекательность и перспективность.

Вторая смена посвящается специальной подготовке к поисковой экспедиции "Встреча на границе", в ходе которой участники овладевают различными навыками, полезными для жизни.

Третья (студенческая) смена проводится под названием "Гуманитарный Интернет", в ходе которой участники проходят специальную психологическую подготовку, выполняют функции экспертов различных игровых программ, прежде всего компьютерных.

В Ньюландии активно используют Интернет-технологии для обучения участников лагеря, непосредственного общения с внешним миром, проведения сетевых компьютерных игр, создания сайтов и т.д.

Все участники этого этапа программы проходят специальный курс выживания, который завершается многодневным походом с обязательной ночевкой в полевых условиях.

В Ньюландии есть добрая традиция - избрание собственной Королевы и Рыцарский турнир в ее есть, а также много других интересных и полезных программ.

Таким образом, молодежная комплексная программа "Новая цивилизация" помогает объединить практически все направления воспитательной работы:

       В школе это объединение осуществляет Правительство школьного государства (игровая структура), которое разрабатывает программы по различным направления воспитательной работы, осуществляет их "финансирование" (за счет условной игровой валюты), поощряет участников (условные "государственные награды") и т.д. Программа является своеобразным "помощником" классного руководителя, заместителя директора  по воспитательной работе, директора школы, всего педагогического коллектива, разумеется, если педагоги заинтересованы в развитии личности школьника, а не только в передаче знаний, предусмотренных официальной программой;

       В городе создается молодежный клуб "Новая цивилизация", который выполняет функции органа самоуправления детей и школьной молодежи, занимаясь вопросами молодежной политики. Программа "Новая цивилизация" может стать основой организации системы воспитательной работы и дополнительного образования в рамках учебного округа, целого города, так как она позволяет с помощью игровой технологии объединить большинство школ в единое молодежное сообщество.

Одно из основных достоинств нашей программы - ее комплексный характер, так как она по сути дела объединяет в себе несколько направлений воспитательно-образовательной деятельности:

-         деловые игры с ярко выраженным политическим и экономическим содержанием, в ходе которых ведутся переговоры и оформляется банковская документация;

-         юридический практикум по освоению основных демократических процедур цивилизованного общества, разработке и принятию нормативных актов и проведению их экспертизы;

-         сетевые игры с использованием возможностей глобальной сети Интернет и т.д.

Все эти виды деятельности активизируют личное развитие участников программы, так как им приходится взаимодействовать с большим количеством разных людей, группами и целыми коллективами, добиваясь при этом своей конкретной цели, улаживая возникающие конфликты, овладевая новыми знаниями и прочее.

С 1996 года молодежная комплексная программа "Новая цивилизация" проводилась в нескольких городах Российской Федерации: Новоуральск Свердловской области, Новокуйбышевск Самарской области, Нефтеюганск, Кировск Мурманской области, Орел, Воронеж, Ульяновск, Тольятти, Ростов-на-Дону, Новый Уренгой, Арзамас и Москва.

В 2000 г. в нашу программу включились еще более 10 городов и поселков России: Пыть-Ях и Пойковский, Стрежевой и Кедровый, Ачинск и Жигулевск, Отрадный и Сызрань, Похвистнево и Нефтегорск, Безенчук и Суходол, Железнодорожный и Черноголовка.

В наступившем учебном году к программе подключаются новые города: Санкт-Петербург, Томск, Новосибирск, Красноярск и другие.

А.С.Прутченков,

доктор педагогических наук, профессор АПК и ПРО МО РФ,

ведущий научный сотрудник ГосНИИ семьи и воспитания РАО,

член Совета по празднично-игровой культуре.


 

 

Hosted by uCoz